25.06.2020
Учитель в
России — это больше, чем учитель. Это опытный наставник, поддержка, старший
друг и человек, на долю которого выпадает огромная ответственность. Реалии
современного мира стремительно меняются, но внутреннее содержание понятия
«Учитель» не меняется никогда.
25 фактов:
статистика, культура и история, все, чтобы задуматься о том, какие же это герои
— настоящие учителя.
5
фактов.
·
Важность
профессии Мировые опросы показывают, что учителя уступают только военным и
врачам в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества. Мы бы
подняли этот пункт еще выше, ведь от учителей зависит настоящее и будущее
каждого ребенка.
·
В
2013 году рейтинг профессии педагога с точки зрения доверия составил 3,72 балла
из пяти возможных (выше показатель только у ученых — 3,86 балла).
·
Исследователи
отмечают, что учитель столь же тяжелая профессия, как и диспетчер воздушного
движения, пилот или пожарный. Уровень стресса у них находится примерно на
одинаковом уровне.
·
По
мнению учителей, современные дети приходят к ним с каждым годом все с большими проблемами.
А потому и круг «интересов» педагогов неуклонно расширяется в сторону
психологии.
·
По
результатам всероссийского опроса, более 92% считают профессию учителя
творческой и очень сложной. Дорогие учителя, оставайтесь, пожалуйста,
креативными, терпеливыми профессионалами.
10
фактов. Культура
·
Учитель
действительно одна из самых древних профессий. Первые школы появились в странах
Востока — в Ассирии, Вавилоне и Китае еще в IV тысячелетии до н. э. На Русь
профессия попала после принятия христианства, когда князь Владимир издал указ
отдавать на обучение грамоте — «на книжное обучение» детей «лучших людей».
Позже Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц и старост.
Обучение велось на русском, а из предметов были чтение, письмо, счет и основы
христианской веры.
·
Само
слово «школа» в первый раз появилось в Древней Греции. Но значение его
отличалось от современного понимания, означало «отдых» или даже «досуг». Тем не
менее досуг не был праздным, но означал беседы на темы философии и веры. С
течением времени у философов начали появляться ученики, и термин «школа» стал
означать именно учебный процесс. Когда же возникла потребность в создании
помещений для массового обучения, название «школа» оставили.
·
Телесные
наказания в школах разрешено применять в некоторых странах до сих пор. Это вам
не ручкой на лбу написать «дурак», ведь даже в Америке — оплоте демократии —
далеко не все штаты отменили телесные наказания. В России эта практика сошла на
нет после революции 1917 года. Так что можно отпраздновать столетие без гороха
и розог.
·
Российским
учителям из прошлого мы также обязаны и появлением выражения «сморозить
глупость». В дореволюционных гимназиях изучался греческий, а в переводе на него
«глупость» и есть «морос». Так что учителя ругали своих нерадивых учеников
именно так.
·
Среди
политиков и ученых очень много педагогов. К примеру, до того, как Линдон
Джонсон стал президентом США, он был учителем. В возрасте 20 лет он уже
преподавал в трех разных школах. Причем источники сообщают, что его стиль преподавания
и компетенции получали множество позитивных отзывов.
·
Учеба
в США очень индивидуальная, а учителя соблюдают «тайну отметок». В американской
школе учитель просто молча подзывает к себе и показывает отметку ученику, и
только раз в полгода к родителям приходит табель успеваемости.
·
Самым
популярным фильмом об учительской работе в России является... нет, не «Доживем
до понедельника», а «Уроки французского». Советская киноклассика 1978 года
рассказывает простую, но сложную историю о том, как учительница решает
поддержать лишенного семейного тепла ученика.
·
Лев
Семенович Выготский — один из самых известных психологов и педагогов, создатель
культурно-исторической теории, получил... юридическое образование. Но позднее
выбрал себе не профессию психолога или психотерапевта, а учителя. Он преподавал
во многих школах и техникумах и вел курсы.
·
Учитель-предметник
— самая распространенная форма занятости российских педагогов. А вот, например,
в Чехии нет «математиков», «физичек» и «физкультурников», там учитель обязан
вести сразу несколько предметов.
·
Такой
киношедевр, как «Доживем до понедельника», все равно должен был оказаться в
нашей подборке. Дело в том, что для многих девушек из СССР Илья Мельников —
герой бесподобного Тихонова — стал образцом настоящего мужчины, фактически
идеалом. По признанию многих, они пошли работать в школу учителями именно
потому, чтобы встретить свой идеал.
10
фактов. Статистика
·
33%
учителей уходят в течение первых трех лет с начала работы, 46% — в течение
первых пяти лет. И это число, к сожалению, увеличивается.
·
Зарплата
учителя не включает в себя время, затраченное на планирование занятий. А ведь
на подготовку одного урока может уйти до трех часов! Как сообщает Национальная
ассоциация образования, учителя проводят в среднем 53 часа в неделю, выполняя
задачи, связанные с обучением. Все это — планирование уроков, написание
отчетов, дополнительные занятия, а также проверка домашней работы. В то время
как обычная норма офисных служащих — 40 часов в неделю.
·
Самая
распространенная причина, по которой человек уходит из преподавания, — низкая
зарплата. Такая причина, как уход на пенсию, — это лишь 14% от общего числа.
·
99%
опрошенных учителей говорят, что «любовь к своему делу» — абсолютное
требование, а профессионализм необходим для полноценного обеспечения
успеваемости учащихся.
·
94%
опрошенных учителей совсем не против ежегодных «оценок» их работы, то есть
аттестаций. Организованные проверки, по их мнению, должны проводиться
регулярно, но только четверть работает в школах, где это происходит.
·
К
сожалению, за последние 10 лет количество учителей в России уменьшилось как
минимум на 25%. Молодые специалисты не очень-то спешат становиться педагогами,
даже если оканчивают вузы по этому профилю.
·
Школьный
учитель, если мы обратимся к статистике, — женская профессия, 86%
профсообщества составляют женщины. Причем доля мужчин в начальной школе равна
нулю. Для сравнения: во Франции в средней школе 57% женщин, в Великобритании и
Гонконге — 53%, в Германии — 46%, в Японии — 32%.
·
39%
учителей в России — жители сел и деревень, еще около 30% работают в
городах-миллионниках, остальные — в поселках городского типа и некрупных
городах.
·
По
состоянию на конец 2016 — начало 2017 года уровень доходов учителей колеблется
в границах 18–30 тысяч рублей, по официальным данным.
·
По
данным международного исследования, в котором принимала участие Россия, средний
возраст учителя — 52 года.